Ғабит Мүсірепов атындағы ауданның 20-жзылдығына арнналған «Юбилею района – добрые дела» науқаны аясында 17 қараша күні 6-11 сынып оқушылары арасында «Градусник счастья» сауалнамасы өткізілді. Балалар сұрақтарға жауап берді және өздерін қаншалықты бақытты сезінетіндерін «градуспен» анықтады. Сауалнамада үш сұрақ қойылды:
1. «Бақыт» сөзімен үш ассоциация.
2. Бақыт дегеніміз не?
3. Бақытты болу үшін не керек?
Осындай ассоциация-сөздері арасында «ел», «қыз», «күн», «арман», «адалдық», «жан тазқалығы», «еркіндік», «әдемілік», «жүрек» және т.б. сирек кездесетін сөздер болды. Бірақ өте жиі кездесетін сөздер болды: «отбасы» – ең жиі кездескен сөз, «махаббат» - екінші орын, «қуагыш» - үшінші, ал төртінші орынға екі сөз ие болды: «мейірімділік пен денсаулық», бесінші орында –«догстар және достық».
Біздің оқушыларымыздың пікірінше , бақыт – туған тусқандарының татулықта және сүйіспеншілікте тұрғаны, кез келген сәтке қуана алғаның, және өмірді қанда бар, сондай ғып қабылдай алғаның. Ал ең бастысы бақыт – ол «менің отбасым, достарым және соғысы жоқ елім» деп есепейді. Біздің оқушыларымыз.
Төртінші сұрақ бойынша суретке салынған қызқуөлшегіш ұсынылды, онда «бақыт градустарын» көрсету керек болды. Қызуөлшегіштің ең жоғары көрсеткіші– 120 градус. Сауалнамаға қатысушылар расындағы орташа «бақыт градусы» - 106 градусты құрады.
В рамках акции «Юбилею района – добрые дела» посвященной 20-летию района имени Габита Мусрепова. 17 ноября среди учащихся 6-11-х классов проводился опрос-исследование «Градусник счастья». Ребята ответили на вопросы теста и определили в «градусах» насколько они ощущают себя счастливыми людьми. В анкете было три вопроса :
1. Назовите три слова, с которыми ассоциируются слово «СЧАСТЬЕ».
2. Что такое счастье? (ваше понимание)
3. Что вам нужно, чтобы быть счастливым?
Среди названных слов-ассоциаций были такие единожды встречающиеся слова, как «страна», «девушка», «солнце», «мечта», «верность», «искренность», «свобода», «красота», «сердце» и др. Но были слова, которые повторялись очень часто: «семья» – первое место по частоте употребления, «любовь» - второе место, «радость» - третье, а четвертое место разделили два слова: «добро и здоровье», на пятом месте – слова «друзья и дружба».
Счастье в понимании наших учащихся – это когда ты здоров, твои родные и близкие живут в любви и согласии; когда ты умеешь радоваться каждому мгновению и принимаешь жизнь такой, какая она есть. Большая часть учеников отметила, что для них счастье – это семья, здоровье и счастье близких и родных, взаимопонимание в семье, когда родители и все родные смеются и радуются. Счастьем считают многие ребята занятие любимым делом, когда тебя принимают окружающие. Счастье – это когда есть, кому тебя поддержать, когда ты любим; когда что-то сделаешь хорошее и радуешься этому. А еще счастье для ребят– это «моя семья, друзья, страна, в которой нет войны».
Отвечая на третий вопрос, ребята отметили, что для счастья им нужно иметь море друзей, быть добрым, щедрым, честным. Необходимо много учиться, многое познать. Чтобы быть счастливым нужно, чтобы в семье никто не ругался, иметь свою мечту. Стать общительным человеком. Просто быть рядом с родителями и делать доброе дело. Нужно радоваться жизни, ценить каждый момент, радоваться своим удачам, быть миролюбивым и добрым человеком. Всегда отвечать людям добротой, быть как все, не предавать никого. Встречались похожие ответы учащихся: «У меня все есть: моя семья, а в ней любовь, добро и уважение. Мне ничего не нужно для счастья, я уже счастлива. Я и так счастлив».
Четвертым вопросом учащимся был предложен нарисованный градусник, на котором можно было указать свои «градусы счастья». Максимальное значение градусника – 120 градусов. Мы посчитали среднее арифметическое число и определили общий «градус счастья» среди опрошенных. Он составил 106 градусов. Это означает, что все ребята чувствуют себя счастливыми. Конечно, не на все 100%, оправданием этому могут послужить ответы учеников на третий вопрос. И значит, у нашего большого школьного коллектива есть еще над чем работать, к чему стремиться. В ходе анализа опроса у нас родилась мысль - обязательно познакомить с итогами исследования родителей на общешкольном собрании.